Росатом /
Министр климата Польши Михал Куртыка заявил, что победа Джо Байдена на президентских выборах в США не помешает сотрудничеству Варшавы и Вашингтона по польской ядерной энергетике.
pixabay.com  / 
Польша рассчитывает на «ядерную сделку» с США
Издание Financial Times отмечает, что администрация бывшего президента США Дональда Трампа установила тесные связи с Варшавой, где у власти находится партия «Право и справедливость», возглавляемая Ярославом Качиньским.
В октябре 2020 года Вашингтон и Варшава подписали соглашение по ядерной программе Польши, предусматривающей строительство шести атомных станций мощностью 6–9 ГВт в 2033–2043 годах.
Однако Байден говорит о Польше намного прохладнее Трампа. Новый президент США вызвал ужас в Варшаве, когда поставил Польшу на один уровень с Белоруссией, рассуждая о подъеме тоталитарных режимов.
Президент Польши Анджей Дуда стал одним из немногих лидеров наряду с президентом РФ Владимиром Путиным, который не поздравил Байдена с победой на выборах до тех пор, пока результаты не были подтверждены коллегией выборщиков.
flickr.com  / Andrzej Duda
Заинтересованность в Варшаве у демократов значительно меньше, чем у республиканцев, но Куртыка не считает, что смена власти в США окажет серьезное влияние на американо-польские ядерные планы.
«Мы ведем плотную дискуссию с США, и я считаю это многообещающим. Насколько мне известно, в США существует двухпартийная поддержка ядерного проекта, поэтому не стоит ожидать изменений в стратегическом решении», – отмечал Куртыка.
Польша собирается инвестировать 130 млрд злотых в прибрежные ветроэнергетические проекты и 150 млрд злотых – в ядерную программу, это должно сократить зависимость страны от угля: в Польше 74% электрогенерации обеспечивает ископаемое топливо.
Варшава не входит в еврозону, поэтому расчетной единицей в Польше остается злотый. Один злотый торгуется за 18,86 рубля, а десять злотых за 2,57 доллара, таким образом, на ветряки поляки собираются потратить 33,4 млрд долларов, а на атомные станции – 38,6 млрд долларов. Откуда у них такие деньги – непонятно, Польша остается наиболее дотационной страной ЕС.
Отсутствие средств очевидно и для поляков, поэтому они собираются привлечь стратегического инвестора.
pixabay.com  / 
Польша ищет стратегического инвестора
Представитель Правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский заявил в ноябре 2020 года, что 2021 год является рубежным для Польши по выбору партнера в ядерной энергетике.
Энергетическая стратегия Польши предусматривает, что стратегический инвестор получит 49% акций в польском ядерном проекте, но в декабре 2020 года Наимский отметил, что данный показатель может быть сокращен.
«Мы ищем не только продавца технологий или строителя, который построит в Польше энергоблоки, а партнера, способного совместно с польской стороной инвестировать в проект и брать на себя операционные риски», – резюмировал Наимский.
С Польшей вели переговоры французы из EDF, но Варшава отдает приоритет США, которых считает главным партнером в сфере безопасности. Администрация Трампа настаивала на привлечении к польскому проекту компаний Westinghouse и Bechtel.
Global Look Press  / Samuel Corum — Pool via CNP/Consolidated News Photos
Прошлый президент США пытался обеспечить контрактами энергокомпании США, но при Байдене политика изменилась, одним из первых его решений стало сворачивание проекта трансамериканского нефтепровода Keystone XL.
Куртыка настаивает на том, что ядерная энергетика является очевидным выбором для Польши. Новые атомные станции дадут Варшаве не только безуглеродную энергию, но и стабильную и экономически конкурентоспособную электрогенерацию.
«Ядерная энергия – это надежный источник энергии с нулевым уровнем выбросов, который благоприятен для климата и вписывается в рамки Парижского соглашения. Вот почему ядерная программа должна быть реализована», – заключил Наимский.
Только в США и ЕС в ходу «зеленые» планы, в которых ядерная энергетика носит маргинальный характер. Есть пример ФРГ, которая к 2022 году остановит свои ядерные реакторы, хотя в других странах Европы планируют строительство новых энергоблоков.
Есть и цветовая дискриминация: водород, произведенный из ядерной энергии, уже окрестили «желтым», но у Польши нет выбора.
Эта страна по доле угля в энергетике является лидером в ЕС (по объему первенство у Германии), а заменить угольную генерацию на газ полякам не удастся, учитывая их антироссийскую линию. Только РФ может продать Польше необходимые объемы газа.
pixabay.com  / 
У польской ядерной программы много проблем
В Financial Times называют время главной проблемой польских ядерных проектов. Большинство ядерных начинаний в ЕС отстает от графика, а Польше за 12 лет до запуска первого энергоблока еще нужно выбрать площадку и подтвердить модель финансирования.
В польском Greenpeace считают, что строительство атомных станций является неправильным начинанием – слишком дорогим и плохо работающим с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ). Предположение, что Польша сможет построить первую АЭС к 2033 году, выходит за рамки оптимизма – Варшаве, как считают в Greenpeace, следует отказаться от угольной генерации к 2035 году.
Заявление Greenpeace также носит спекулятивный характер – Польша является единственной страной ЕС, которая не подписала европейские планы по отказу от угля, но это также говорит, что финансирования из Брюсселя полякам ждать не приходится.
В перспективе польской стороне могут помочь европейские планы по сокращению выбросов CO2 к 2030 году. Лимит был ужесточен до 55% с 40%, как предполагалось изначально, что благодаря углеродному налогу сделает угольную генерацию еще более невыгодной.
Энергетический аналитик Polityka Insight Роберт Томашевский считает, что ужесточение климатических амбиций меняет правила игры не только для Польши, но и для всей Европы. Прогнозы его компании предполагают использование угля Польшей до 2040 года, затем данный энергоресурс станет в ЕС абсолютно невыгодным из-за углеродного налога.
Инфореактор  / Егор Провоторов
Руководитель программы по энергетике, климату и окружающей среде аналитического центра WiseEurope Александр Снегоцкий полагает, что ядерная энергетика сыграет роль в Польше, пусть не как во Франции, где она занимает 80% генерации. Мирный атом поможет энергопереходу в Польше и будет затем использоваться для производства водорода.
Для РФ польские тенденции также выгодны: они подтверждают правильность российской модели энергоперехода, основанной на газе и атомной энергии. К тому же к услугам европейских потребителей всегда есть выгодное предложение Росатома.
Источник:rueconomics.ru