Бесцельный запрет: может ли правительство отказаться от сдерживания цен на бензин

<br />
                  Бесцельный запрет: может ли правительство отказаться от сдерживания цен на бензин<br />

Фото Александра Щербака / ТАСС За попытки притормозить рост цен платит не только бизнес, но и бюджет, который платит компенсацию нефтяным компаниям. Возможно, стоит сократить эти выплаты и больше инвестировать в строительство дорог и общественный транспорт, полагает руководитель практики консультирования по нефти и нефтепродуктам компании Argus Сергей Агибалов 0 shares

Предложение Минэнерго запретить экспорт бензина возвращает нас на десятилетие назад. В мае 2011 года правительство ввело заградительную пошлину на экспорт бензина, чтобы удержать дополнительные объемы топлива на внутреннем рынке. С тех пор прошло несколько циклов налоговой реформы, а российские НПЗ провели значимую модернизацию перерабатывающих мощностей. В прошлом году из России было экспортировано рекордное количество бензина. И вроде бы это тот самый желанный экспорт продукции с высокой добавленной стоимости, а не базового сырья. Но власти вновь готовы ввести жесткие ограничения. Что это значит — провал регулирования последнего десятилетия, превратности рыночной конъюнктуры или единственная эффективная мера, чтобы обуздать строптивые нефтяные компании? 

Как учитель из Пензы заработал 700 млн рублей на «умных» бензоколонках

Оптовые цены на бензин в последние недели обновляют рекорд за рекордом. В Европейской части России средние цены на бензин АИ-95 превысили 60 000 рублей за тонну. Цена на АИ-92 вплотную приблизилась к 58 000 рублей — на 28% выше, чем в начале года. Это вызывает опасения, что с некоторым лагом рост оптовых цен затронет и розницу, хотя пока рост розничных цен с начала года составил 5,2% на фоне официальной инфляции порядка 4,5%. При этом правительство настаивает, что рост цен на топливо должен быть в пределах инфляции.

И здесь можно задаться вопросом — а те ли цели преследует правительство? Чтобы ответить на него, стоит посмотреть на индустрию в более широкой перспективе. 

Ценовой расклад

Помните, сколько стоил бензин в 2010 году? Ответ вас, скорее всего, удивит — средняя розничная стоимость АИ-92 составляла всего 22,4 рубля за литр. В конце июля 2021 года бензин, по данным Росстата, стоил уже 45,6 рубля. То есть за последние 10 лет темп роста цен на бензин составлял 6,7% в год, при среднегодовой официальной инфляции в эти же годы 6,5%. Так что на длительном горизонте цены на бензин растут на уровне близком к инфляции, хотя и с большими вариациями по отдельным годам. Например, в 2015-м, на фоне всплеска инфляции до 15,5%, бензин подорожал всего на 6,4%. Но затем все наверстал — в 2018 году, при замедлении инфляции до рекордно низкого уровня в 2,9% год к году, цены на бензин подскочили на 9,9%. Тогда властям пришлось прибегнуть к заморозке цен (на высоком уровне) и временному снижению акцизов. 

Динамика внутренних цен на бензин зависит, в первую очередь — от цен на мировом рынке и курса рубля, внутренней конъюнктуры, а в последние годы все больше и от налоговой политики. 

Основным ценовым ориентиром в России являются биржевые цены. Компании обязаны реализовывать на бирже не менее 11% продукции и такой норматив, как правило, обеспечивает формирование рыночной цены. При этом основным ориентиром для всех участников рынка является нетбэк — уровень экспортной альтернативы. 

Понятно, что производители хотели бы, чтобы условия реализации на внутреннем рынке были не хуже, чем при экспорте. До 2016 года российский рынок был весьма привлекательным для компаний за счет наличия так называемой премии внутреннего рынка, но позднее стал преимущественно дисконтным, то есть цена реализации зачастую была ниже, чем экспортная альтернатива. 

С 2019 года существенное влияние на экономику продаж бензина оказывает демпфер — механизм изъятия или компенсации доходов нефтяников в зависимости от рыночной конъюнктуры. Например, в 2020 году, на фоне падения экспортных цен, цены на внутреннем рынке наоборот увеличились из-за комбинации факторов — запрета импорта и снижения предложения. Но значительный отрицательный демпфер не позволил компаниям получить дополнительные доходы. 

Отчасти из-за этого увеличились объемы экспорта — если в начале 2010-х Россия экспортировала порядка 3-4 млн тонн бензина в год, то в 2019 году экспорт вырос до 5,2 млн тонн, а в 2020-м, на фоне провала внутреннего спроса, достиг рекордных 5,8 млн тонн.

Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х

Но в начале 2021 года сложился другой ценовой расклад — на фоне роста мировых цен и увеличения предложения, динамика оптовых цен на внутреннем рынке отставала от экспортной альтернативы, а демпфер, хотя и положительный, не покрывал этой разницы. Нефтяники вновь заговорили о том, что продают бензин себе в убыток. Естественно, что в таких условиях компании были больше заинтересованы в наращивании экспорта. 

В свою очередь Минэнерго весной призывало НПЗ перенести сроки ремонтов, а правительство пошло навстречу нефтяникам и пересмотрело формулу расчета демпфера, что заметно улучшило экономику продаж на внутреннем рынке. Однако этого оказалось недостаточно, и в конце июля биржевые цены на бензин обновили исторические рекорды. На этом фоне Минэнерго вновь вернулось к идее запрета экспорта, которую уже рассматривали весной. 

Примечательно, что объемы экспорта бензина в летние месяцы традиционно невелики. И вряд ли именно запрет поможет охладить цены. Ключевую роль в краткосрочном плане может сыграть изменение баланса спроса и предложения — с сентября начнется сезонное снижение спроса, одновременно закончится ряд текущих ремонтов на НПЗ. Весьма вероятно и увеличение нормативов реализации топлива на бирже. 

С другой стороны, определяющее значение будет иметь международная конъюнктура и курс рубля. Постоянное ожидание новых санкций, разного рода демонстрации военной силы и политика Минфина по покупке валюты способствуют слабому курсу рубля при дорогой нефти. Это ведет к более высокому рублевому значению экспортной альтернативы и дополнительно подстегивает рост оптовых цен.

Кто платит за бензин

Примечательно, что регулятор действует в рамках установленного шаблона — сдерживания роста цен в пределах инфляции, а в обществе не ведется дискуссии, действительно ли так важна эта цель. 

Понятно, что это бензин — крупнейший товарный рынок, но его социальная значимость, возможно, переоценена. Надо понимать, что это сдерживание цен ложится не только на компании, но и на государственный бюджет, который через выплату демпфера в пользу нефтяных компаний частично сдерживает рост цен. Только за первые полгода суммарные выплаты по демпферу уже превысили 200 млрд рублей.   

Сдерживая цены на бензин государство субсидирует расходы в среднем более обеспеченных слоев населения, обладающих автомобилями. В России порядка 60% домохозяйств владеют автомобилями, но такая доля получается за счет более обеспеченных групп, где доля владения доходит до 70-80%, в то время как в менее обеспеченных она не превышает 35-50%. 

Возможно, государству и обществу следовало бы согласиться с более высоким уровнем цен на топливо. Тогда государство может сократить демпферные выплаты в пользу компаний и направить эти средства на развитие дорожной инфраструктуры и общественного транспорта. В таком случае было бы оправдано и дальнейшее увеличение ставок акцизов.

Зашифрованные отношения: как атака на трубопровод Colonial Pipeline может помочь России и США наладить диалог

Что касается инфляционных рисков, то большее влияние на общий рост цен оказывает дизельное топливо, так как на грузовой дизельный транспорт приходится основной объем перевозки грузов.

Если же государство не может отказаться от сдерживания цен на бензин, то возможно, ему стоит умерить свои фискальные аппетиты. За последнее десятилетие существенно выросла налоговая нагрузка в цене топлива. Если в 2010 году на акциз и НДС приходилось всего 6,4 рубля на литр бензина или 29% от розничной цены, то сейчас этот показатель достиг 17,3 рубля на литр — уже 39% от розничной цены. Возможной опцией здесь могут быть плавающие акцизы. 

С другой стороны, в европейских странах доля налогов в цене бензина варьирует в диапазоне 50-65%. И в России дополнительное увеличение ставок акцизов, направленное на активное развитие инфраструктуры, может быть основанием для общественного договора и принятия роста цен на топливо. 

Но пока государство явно не готово сделать стратегический выбор и, скорее всего, каждое ведомство будет и дальше делать то, что ему знакомо и понятно. 

Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Текст не является изложением официальной позиции компании Argus

 

Источник: forbes.ru



Добавить комментарий